07.04.2005 МОЛОДОЙ ГОРОД-ПОРТ

750-летие Кёнигсберга-Калининграда невозможно без важнейшей его функции города-порта.
Порт - прежде всего признак городской цивилизации. Первое упоминание о портовой гавани Кёнигсберга, как известно, относится к 1339 г (расцвет Ганзейского союза). Послевоенная эпоха в СССР была таким же катализатором развития региональной инфраструктуры, как и аграрная революция в Европе. Одно лишь отличие – порт рос, когда в послевоенное лихолетье в стране не доставало мяса, которое государство с успехом заменило рыбой. Москва усиленно вкладывала в транспортные артерии, гидротехнические сооружения и это приносило вполне соразмерные прибыли.
В 70 годы XX века на самом Западе СССР, так же как и в 1900-е годы в Кёнигсберге (в период доминирования российских грузов), образовался новый порт, построенный молодыми переселенцами из Союза рядом с обустроенными и уцелевшими от налётов авиации гаванями. Появились топливная база, мощный радиоцентр для связи с любой точкой Мирового Океана, комплекс по строительству флота, ремонту оборудования и корректировке лоцманских карт. Вместе с тем, научная и образовательная база, сложившаяся на подъёме связанной с морем промышленности, окончательно оформила геоинфраструктурный образ, о котором спорили и договаривались в Потсдаме бенефициарии после Второй мировой. Россия сначала политическими послевоенными формулами, а затем и трудом поколений получила тот самый незамерзающий порт, которого у неё не было и другого которого не будет.
Результаты работы порта государство почувствовало сразу. В 50-60 годы, освоив океанический промысел рыбопродукции, Россия построила крупнейший на Юго-Востоке Балтики рефрижераторный комплекс, обеспечивающий 1 млн тонн рыбных грузов в год. Подчинённый росту объёмов потребления в стране, порт разработал уникальные перегрузочные технологии. Благодаря боковым захватам погрузчиков, пакетный метод погрузки рефгрузов распространился на всю страну. Какие бы ни ставило время перед портом задачи, он выходил победителем.
В основе стабильности работы порта генеральные и пакетированные грузы, работа с которыми получила новую форму с вводом в 1996 г. двух РО-РО причалов. До 1,5 млн тонн дал порту комплекс наливных грузов. До 1 млн тонн – комплекс навальных. Таким образом специфика и технологии порта позволяют обрабатывать 3 млн тонн в год.
Экономика эффективных портовых технологий - механизм с неисчерпаемой энергией. Вспомним историю кёнигсбергского порта, этой промышленной Венеции Восточной Пруссии. Целые столетия он обслуживал только нужды самого города. Однако, Кёнигсбергский порт начал развиваться невиданными темпами, когда стал связующим органом между Европой и Россией в XX в. Кровью в его артериях стало российское зерно. Был построен канал, элеватор, в 1923 г было учреждено Консульство СССР в Кёнигсберге, ставшее Генконсульством.
Незамерзающий порт - это вечный двигатель, но он может остановиться, если возвращённые почти к нулю межгосударственные соглашения по Калининграду в ближайшее время не будут адаптированы близко к сложившимся условиям в рамках авторитета страны-победительницы, её геополитического и экономического влияния в станах Европы. Калининградцам нужна беспрепятственная связь с Россией, они не могут согласиться с тем, что калининградская шкала ценностей будет продиктована нежеланием Литвы жить с Россией в Союзе. Это подтвердил посол Франции в Литве Ги Йелда (Guy Yelda), который побывал 23 сентября 2004 г с ознакомительным визитом в Калининградском морском рыбном порту. Господином Ги Йелда было подчёркнуто, что руководство Франции и ЕС упрекают Литву за недостаточное внимание к Калининграду, поэтому усугубляющаяся проблема калининградского транзита его лично очень волнует.
Руководство Российского государства также настойчиво доказывает, что соседство с ним Прибалтийских стран, прежде всего, взаимовыгодное и достойно проявления межнационального уважения. Пограничные и тарифные барьеры на пути грузов и пассажиропотоков ставят калининградский регион в положение политического узника, ибо его судьбу решают первые политики заинтересованных государств. Вот, насколько важна для порта связь с Россией. Наш порт существует до тех пор, пока существуют грузы, идущие в Россию и из неё.
Многие решения, которые принимает Литва в отношении транзита грузов и пассажиров происходят практически в одностороннем порядке, без учёта мнения ЕС и России. В их основе конкурентная борьба за российские и белорусские грузопотоки. Белоруссия отказывается полномасштабно сотрудничать с Калининградом, сделав ставку на Клайпеду, Вентспилс и Ригу, а между тем это сотрудничество могло бы привнести многое в укрепление Содружества наших стран.
И все-таки белорусы не забывают наш порт. 21 января 2005 года в Калининградском морском рыбном порту побывала делегация Республики Беларусь во главе с вице-премьером правительства РБ Василием Долголёвым. Визит продолжался около 3 часов. За это время Вице-премьер правительства посетил с экскурсией производственные объекты порта, промысловое судно РТМС «Цефей», встретится с руководителем порта Андреем Крайним. В настоящий момент, прорабатывается соглашение между Калининградским морским рыбным портом и компанией «Белнефтехим» о поставках калийных удобрений.
Калининградский морской рыбный порт начал работать с минеральными удобрениями, произведёнными в Гродно, с 1992-1993 году, когда были построены первые терминалы для перевалки насыпных и жидких удобрений. На продолжение работы повлияли «чёрный вторник», «август 1998г.». После финансовых кризисов белорусские грузы поступать перестали, а взаимоотношения полностью прекратились. Возврат к калининградскому вопросу свидетельствует о том, что это направление объективно выгодно обеим сторонам. Вице-премьер правительства РБ Василий Долголёв, уже бывший вице-премьером, начинавший калининградские связи, успел побывать губернатором Брестской области и вот вновь – вице-премьер Правительства РБ по экономике. Вновь соседи подняли калининградскую тему, но уже с финансовым подкреплением, квотами на рыбу для совместного предприятия «Росбелрыба», учредителями которого являются Управление делами президента РБ, Калининградский морской рыбный порт и рыбколхоз «За Родину». Руководство ФГУП КМРП надеется не только начать работать с белорусской рыбой, но также вернуть белорусский калий на свои причалы. О значимости такого проекта для обеих стран можно говорить много – время покажет! Пока же некоторые «белорусские» участки в ФГУП КМРП остаются незагруженными по настоящее время, однако специалисты «Белнефтехима» обсуждают с представителями Бел.ЖД возможность снижения железнодорожных тарифов.
Это иллюстрирует как чуток грузоотправитель к проблемам железной дороги. Несмотря на протекционизм ОАО РЖД в адрес российских портов её руководство не склонно упустить своё на другом, сухопутном направлении. В предновогодней акции протеста против повышения тарифа сначала на 12,5, а затем на 50% на портовые грузоперевозки, проведённой российскими докерами, Калининградский морской рыбный порт не участвовал. Акции протеста – не метод федерального государственного унитарного предприятия. Но КМРП однозначно высказался в поддержку акции коммерческих портов России.
Понятно, что ОАО РЖД имеет свои проблемы: субсидирования пассажирских перевозок, модернизации собственной инфраструктуры, проблему отсутствия общероссийского логистического центра, - контроля за движением грузов в России, - не говоря о контроле за движением вагонов за рубежом, куда РЖД в связи с заявлением о повышении тарифов пытается перенаправить грузопотоки.
Выравнивание морского и сухопутного тарифа (сегодня на порты 192 коп./10 т-км на сухопутные переходы 390 коп./10 т-км) переориентирует грузы через сухопутные переходы в иностранные порты, учёт норм простоя вагонов в которых отличается. Но это отнюдь не гарантирует более оперативную их обработку с надлежащей зачисткой вагонов, которую неустанно делают российские портовики, как и другие грузоотправители и грузополучатели.
Кроме того, Калининград уже имеет понижающий коэффициент 0.8 к тарифам на своём направлении, поэтому повышение тарифов на 12,5 % по России в целом, понизит калининградский коэффициент до 0.925, что незамедлительно скажется на калининградском транзите.
Стоит напомнить, что литовские власти в одностороннем порядке уже ввели жесточайшие нормы контроля грузов, а также грозят весенним повышением расценок на своём участке и не собираются уступать. Из этого вытекает, что если повышение тарифов произойдёт, то в Калининграде обязательно должны быть введены условия для тарифного регулирования передвижения грузов на всём российском участке следования до калининградских портов, а понижение тарифов для прибалтийских государств ни коем образом не должно сказаться на калининградском транзите и калининградских портах. Порты только начинают развиваться.
В тоже время вопрос скученности вагонов в портах – это проблема не только отсутствия маневрового резерва или магистральной узости самой дороги. Руководству порта предельно очевидно, что сегодня отношение к портам сильно изменилось, и жители примыкающих к порту районов, могут это видеть. Полным ходом идёт реконструкция Южного передаточного парка станции Калининград-Сортировочная, которая подразумевает соединить горку с калининградскими портами двумя параллельными входными путями. Это делает работу портовых операторов полностью автономной, а 5 новых путей попросту удваивают вагонооборот припортового накопителя, что пропорционально увеличивает пропускную способность порта и, как следствие, физический грузооборот. Кроме того, автоматизация путей, новая система документооборота ЭТРАН и база поиска вагонов по номерам в любой точке России позволят значительно сократить простои, упорядочить документооборот. Нашим экспедиторам больше не нужно будет ходить на станцию с документами.
Ввод в строй Южного парка, прежде всего, устраняет проблему «горлышка бутылки» на входе в порт, положительно скажется на воспроизводстве портовой услуги в Калининграде. Надеемся, что наш порт получит возможность более глубокого системного планирования и увеличит число грузопотоков линейного типа.
Но новый парк может принести наибольшую отдачу, только если будут разработаны, наконец, пути решения калининградской проблемы. Их гораздо больше, чем на сегодняшний день озвучено. Есть главные, но есть второстепенные. Калининграду, прежде всего, необходимы огромные инвестиции в порт, в связь, коммуникации, складирование и переработку. Специалистов, чтобы осваивать капиталовложения достаточно. Почти все ВУЗы имеют отношение к морю, а жителям Калининграда не надо объяснять, что граница с Евросоюзом проходит в центре города.
В немалой степени, поэтому, а также для исключения попыток разгосударствления Калининградский морской рыбный порт Указом Президента РФ №1009 от 4 августа 2004 года объявлен стратегическим предприятием. Утвердив перечень стратегических предприятий, президент Владимир Путин лично контролирует процессы, происходящие с госсобственностью на этих предприятиях. Хотя, документ не акцентирует внимание на необходимости сохранения хозяйственного механизма в форме госсобственности, значительно уступающей акционерной по возможности рыночного маневрирования и доходности. Существующий хозяйственный механизм по закону о государственных унитарных предприятиях требует минимум 2 согласования с агентствами-владельцами на каждую крупную покупку, кредит, сделку, а также обременение имущества (залог). Этому же способствовала проведённая в 2004 году замена руководства. Чуть больше года портом руководит Андрей Крайний. Круг менеджеров, образовался из ведущих специалистов, работающих в портовой и транспортной сфере. Через небольшое время был поставлен диагноз состояния, в котором находится порт. Специалистами порта были определены первоочередные меры по расшивке неплатежей, погашению государственной задолженности, сокращению непроизводственных расходов, увеличению поступления денежных средств на счета предприятия. В рамках намеченных мер проведена новая для предприятия работа по внедрению системы бюджетирования. Это позволило обеспечить стабильную выплату зарплаты работникам основных производственных профессий, ликвидировать перекос между оплатой труда производственного и управленческого персонала. Юристы предприятия ведут кропотливую работу по возврату дебиторской задолженности на общую сумму 15 млн.руб. Вступило в законную силу решение по возврату дебиторки с ООО «Нефтьпромсервис», по остальным решениям не истекли процессуальные сроки и могут быть обжалованы.
Серьёзная работа по изменению структуры грузооборота позволили увеличить показатели выручки. Значимым результатом 2004 года руководство порта считает полное погашение убытков прошлых лет, на что израсходовано 11,1 млн руб. На 22% по сравнению с прошлым годом снижены непроизводственные затраты, что позволяет значительно быстрее обеспечивать прибыльность порта нежели в предыдущие периоды. Проведена также работа по оптимизации тарифной политики порта - по сравнению с 2003 годом, за 2004 год показатель выручки на 1 тонну груза возрос более чем на 30%.
В 2004 году порт сосредоточил свои усилия на результативности работы. Помесячно наращивается динамика относительно предыдущих лет. Порт старается избегать сезонности в работе и зависимости от случайных и остаточных грузопотоков, как это было до 2003 года, когда, например, замёрз Питерский порт или, если возможности других балтийских портов превышали заявленные объёмы. В настоящее время порт ориентируется на линейные грузы и высокий уровень доверия клиентов. Так, наибольший удельный вес, 64,4% принадлежит промышленным грузам. Однако, профильный, рыбный тоннаж – всего лишь 23%. Выручка от этих грузов составила 14,5%. Этот факт в краткосрочной перспективе ставит рыбный порт перед дилеммой, продолжать процесс диверсификации и далее, либо выбрать один наиболее выгодный дополнительный вид грузов, которым, по опыту, являются жидкие грузы, и уделять совсем другое внимание перспективе развития рыбопромысловой гавани. Между тем, Рыбный порт содержит самый мощный в Калининградской области рефрижераторный комплекс. Портом проведена экспертиза и текущий ремонт 90 % непаспортизированного холодильного оборудования, в результате чего в Федеральной службе по технологическому надзору, Госгортехнадзоре России лицензированы работы с химическими и взрывоопасными объектами.
В 2004 году порт стал полностью универсальным, значительно разнообразив список грузов. Сегодня наряду с рефгрузами, удобрениями, металлом, углём, в порту обрабатываются зерновые, химические грузы. В этой связи высока кооперация с Калининградской железной дорогой. Как ни один порт региона КМРП имеет собственные протяжённые накопительные пути, маневровые тепловозы, что служит интенсификации обработки железнодорожного подвижного состава. На ремонт ж/д подъездных путей в 2004 году израсходовано 1.4 млн руб.
ФГУП КМРП одним из первых провёл подготовку к сертификации согласно кодексу безопасности СОЛАС ОСПС, на что израсходованы собственные средства в объёме 1 млн руб.
В рамках работы по созданию нефтеналивного терминала проходит приёмку комплекс по хранению и перевалке ЛВЖ, который состоит из терминала приёма груза из цистерн и модуля хранения на 5 000 т, которые позволят увеличить грузооборот порта и количество судозаходов уже в начале 2005 года, не прибегая к капитальным затратам. Введён в строй комплекс по перевалке соевого шрота. Проведены также переговоры с компанией Green Reefers по модернизации холодильных комплексов, что позволит увеличить объемы хранения в 1,8 раза и увеличить складские площади хранения рефгрузов на 10 000 тн. В 2005 году порт также планирует согласование строительства терминала по приему контейнеров мощностью 150-200 тыс TEU в год.
ФГУП КМРП сохраняет дееспособными крупнейший на Балтике радиоцентр, а также самый большой среди калининградских портов портовый флот. Модернизация и развитие этих подразделений предусматривает приобретение дополнительных буксиров и оборудования, так же как и реконструкцию существующих мощностей.
Всё запланированное позволит усилить тенденцию роста финансового благосостояния предприятия, чему способствует кадровая специализация и повышение профессионализма работников порта. В последние полгода полностью отсутствуют трудовые споры, на предприятии принят Свод обычаев и переработан Устав.
В настоящее время порт не имеет просроченной задолженности по зарплате перед персоналом. Средняя зарплата докеров в 2002 году составила 8 942 руб., в 2003 году - 10 509 руб., в 2004 году 18 685 руб. За период 2004 года дважды повышались расценки на сдельную оплату труда рабочих грузового района. Более чем на 54% увеличены расходы на охрану труда.
За 2004 год в бюджеты всех уровней внесено более 75 млн руб.
Об эффективности руководства портом свидетельствует высокое признание руководителя порта Андрея Крайнего Петровской Ассамблеей. 17 декабря 2004 в Москве в Государственном Кремлёвском Дворце прошла VII Петровская Ассамблея XXI века, посвящённая 5-летию Международного клуба менеджеров имени Петра Великого и фонда «Менеджеры новой эпохи». наградила его Национальной премией имени Петра Великого, мемориальной бронзовой скульптурой Петра Великого и Дипломом лауреата Национальной премии. Награда вручена «За эффективное управление предприятием и достижение стабильных финансово-экономических показателей». Премию вручал председатель Российского Союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский.
Следовательно, в чём будет выражаться решение – в заключении договорённостей с ЕС о калининградском транзите, в разработке калининградских тарифов для портовых операторов или в осознании всеми структурами, которые причастны к транзиту и грузопереработке, что всё зависит от деловой активности, предприимчивости, каждый на своём уровне решает сам. Нам надо, наконец, чётко понять, что грузовладельцем является каждый из нас, перевозчик, портовик, фрахтователь, а не только продавец и покупатель.


Читайте также:

31.01.19 Калининградский рыбный порт посетил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук

Калининградский рыбный порт посетил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук

В ходе рабочей поездки в Калининградскую область Петр Степанович Савчук оценил состояние рыбохозяйственного комплекса региона.


17.12.18 Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

Визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи

13 декабря 2018года состоялся визит Министра сельского хозяйства Калининградской области Шевцовой Натальи Евгеньевны в «Калининградский морской рыбный порт» — Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс».


16.10.18 Учения при ЧС на воде

Учения при ЧС на воде

В рамках рабочей поездки главы МЧС России Евгения Николаевича Зиничева, 11 октября 2018 года на территории Калининградского морского рыбного порта были проведены учения по отработке межведомственного взаимодействия при ЧС на воде, связанных со столкновением судов и последующим возникновением пожара.


08.10.18 Церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ

29 сентября на территории 18 причала Калининградского морского рыбного порта прошла церемония посвящения в курсанты и студенты БГАРФ.


28.09.18 29 сентября «День открытого борта» на барке «Крузенштерн»

29 сентября 2018 года с 11.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», отшвартованном на 18 причале в рыбном порту.


03.09.18 Семинар-презентация нового буксира компании Damen

На базе порта проведен семинар-презентация нового буксира компании Damen (Нидерланды).


09.07.18 Поздравление юбиляров порта

В 2018 этом году есть сотрудники, которые прошли вместе с Калининградским морским рыбным портом свой трудовой путь в течение 50,40 лет, пережили взлеты и падения, подъем и спад грузооборота, но остались верны своему родному предприятию.


05.07.18 С Днём рыбака!

Рыбная отрасль исторически значима для региона. У нее давние и богатые традиции и хорошее будущее.


04.07.18 День открытого борта на паруснике «Крузенштерн»

7 июля 2018 года с 10.00 до 16.00 планируется проведение «Дня открытого борта» на барке «Крузенштерн», ошвартованном на 18 причале в рыбном порту.


28.06.18 Барк «Крузенштерн» завершает свой рейс 2126 в порту приписки

Утром 28 июня учебно-парусное судно «Крузенштерн» ошвартуется у 18 причала Калининградского морского рыбного порта.


Новости по темам

Rambler's Top100